ВНИМАНИЕ!!! Вы находитесь на старой версии сайта "Натуральные пигменты". Нажмите здесь для перехода на новый сайт.

Природные минеральные пигменты

На сегодняшний день все пигменты подразделяются на две основные группы: пигменты органические и неорганические. К органическим пигментам относятся красящие вещества, состоящие из углеводородных соединений растительного или животного происхождения или полученные путём синтеза из углеводородного сырья (каменный уголь, нефть, газ). К неорганическим пигментам относятся красящие вещества, полученные из горных пород или отдельных минералов, а так же оксиды металлов и их соли полученные искусственным путём. В свою очередь, как органические, так и неорганические пигменты подразделяются на пигменты природного происхождения и синтетические. Например, к органическим пигментам природного происхождения относятся крапп-лак натуральный получаемый из корня марены красильной, индийская жёлтая, индиго, кошениль и многие другие. К органическим пигментам искусственного происхождения относятся сажа газовая, зелёная фталоцианиновая, ……… Пигменты, получаемые из горных пород и минералов, относятся к группе пигментов природного происхождения (охры, сиены, умбры, цветные земли, глаукониты, гематиты, киноварь и др.). Среди синтетических пигментов неорганического происхождения можно выделить многочисленную группу кадмиевых соединений, кобальты, свинцовые, титановые и сурьмяные белила, окись хрома и многие другие соединения свинца, молибдена, хрома, олова, цинка, марганца и железа. Следует заметить, что любая классификация носит в определённой степени схематический характер и не в состоянии отобразить всё многообразие проявлений исследуемого объекта. Так и в области пигментов, мы часто наблюдаем двойственность классификационных признаков и определённые затруднения в отнесении того или иного вещества к определённому классу пигментов. Например, многие органические пигменты природного происхождения получаются путём высадки красящего органического вещества на неорганический субстрат (тот же крапп-лак или индийская жёлтая). А в последние десятилетия усилилась тенденция подкрашивания неорганического субстрата синтетическими органическими пигментами или красителями для получения имитации того или иного традиционного пигмента. Зачастую, на тюбике или банке с краской с привычным названием мы сможем обнаружить приписку мелким шрифтом – «имитация». Но это крайний случай, который к существу нашей работы не относится, это скорее вопрос технологий и экономики. В этой статье мы сконцентрируем своё внимание на пигментах природного происхождения как органических, так и неорганических, так как именно эти пигменты составляют основу палитры традиционных техник живописи, проверенных тысячелетиями истории человека и доказавших свою надёжность в неувядающих произведениях древних мастеров от наскальных рисунков первобытного человека до творений наших современников. Тем не менее, мы нисколько не хотим умалить достоинств пигментов искусственного происхождения. Многие из них успешно используются для производства художественных материалов и по своим свойствам не уступают природным пигментам. Как однажды в разговоре с А. Н. Овчинниковым, Адольф Николаевич в форме шутки заметил, что если бы древние мастера знали окись хрома, то наверняка использовали бы её в своих произведениях. В связи с этим хочется сказать несколько слов на тему использования древними мастерами синтетических пигментов. Во все времена живописцы стремились получить красивые, выразительные и надёжные красящие вещества и при этом не ограничивались только тем, что даёт им природа. Так древние египтяне научились синтезировать потрясающую по красоте синюю краску – египетскую синюю или александрийскую фритту, а краски, получаемые из растений, были известны задолго до Рождества Христова. Но настоящий расцвет в производстве синтетических пигментов связан с работами алхимиков Западной Европы в Раннее Средневековье. В своём стремлении получить искусственным путём благородные металлы они попутно открывали новые вещества и материалы, среди которых были и пигменты. Какие то из них не получили широкого применения и не прошли проверку временем, но другие заняли вполне достойное место в палитре живописца. Так, например, известно, что первые образцы неаполитанской жёлтой были обнаружены на склонах Везувия и представляли собой природное сурьмяно-свинцовое соединение. Хотя запасы его были ограничены и были быстро исчерпаны. Но это соединение удалось получить в лаборатории безвестного средневекового алхимика по рецепту которого неаполитанская жёлтая выпускается и в наши дни. В средние века были найдены способы получения свинцовых белил, массикота, свинцово-оловянистой, искусственной киновари и др. Многолетняя история использования этих пигментов в художественных целях даёт право нам ставить их по многим показателям в один ряд с природными материалами. Пигменты получаемые по рецептурам древних мастеров можно выделить в отдельную группу под названием «исторические пигменты» тем самым, подчёркивая их важное место в общей палитре современных художественных материалов.

Но вернёмся к теме нашей статьи посвящённой природным неорганическим (или как их ещё называют минеральным) пигментам. По определению Ю. А. Розанова под минеральными пигментами понимают окрашенные горные породы и минералы, т.е. в качестве пигмента могут быть использованы как монофракции минералов, так и естественная совокупность минералов, называемая в геологии горной породой. Примером последнего могут служить окрашенные глины, угли и углистые сланцы, известняки и долмиты. Следует уточнить, что окрашенным называется минерал, дающий при царапании цветную черту. Так, например, изумруд или рубин, знаменитые своими великолепными окрасками, в растертом состоянии бесцветны и, следовательно, не могут быть использованы в качестве пигмента. С другой стороны, не всякий минерал, дающий цветную черту, может служить пигментом. В первую очередь это касается редких и не образующих в природе заметных скоплений минералов. К примеру, минерал гринокит, представляющий собой природный сульфид кадмия желто-оранжевого цвета. Минерал очень редкий, но его замечательная окраска подтолкнула химиков к синтезу аналогичного соединения, которое до настоящего времени используется в качестве пигмента. Примером другого рода могут служить минералы из так называемой группы урановых слюдок. Это очень красивые ярко окрашенные минералы желтого, зеленого и красного цветов в силу своей высокой радиоактивности не пригодны для производства пигментов. В результате вышеупомянутые ограничения на использование минерала в качестве пигмента выделили относительно небольшую группу минералов и горных пород, практически применяемых в живописи. Общее их число не превышает пятидесяти, а количество наиболее часто употребляемых обычно составляет 20-25 их разновидностей. Имеющиеся на сегодняшний день классификации минерального красочного сырья охватывают довольно узкий спектр пигментов, используемых промышленностью и не отвечают потребностям живописцев и реставраторов, работающих в технике темперы на основе природных минеральных пигментов. Так, пигментное сырье по геолого-минералогическим признакам, химическому составу и технолгическим свойствам подразделяется на несколько типов: глинистый, железоокисный, кремнеземистый, углистый, фосфорнокислый, карбонатный и сульфатный. Наиболее распространенными являются пигменты глинистого и железоокисного типов, и именно этим пигментам уделяется основное внимание как исследователей, так и производителей минеральных пигментов.
 

А.В. Григорьев

 
Статьи:

Природные минеральные пигменты

Исторические пигменты

История производства и применения красок на Руси

Натуральные пигменты — что это такое?

К вопросу о безопасности при работе с пигментами

О тонкости помола пигментов